Главная » 2014 » Март » 7 » Строительство метро в Ереване
11:41
 

Строительство метро в Ереване

Вот статья одного из архитекторов Ереванского метрополитна из газеты "Голос Армении", №29 от августа 2002 года. Статья конечно старая но на мой взгляд актуальная.

ТУПИКИ

О нарушениях перспективы развития метрополитена в Ереване

7 марта 1981г. в Ереване был пущен в эксплуатацию 8-й по счету метрополитен в СССР, 25-й в Европе и 61-й в мире (по данным ЮНЕСКО). Ереван достойно вошел в число значимых городов мира. Сирена голубого экспресса под Ереваном тепло отозвалась в сердцах сотен тысяч людей, не только жителей столицы и Армении, но и многих армян, живущих за ее пределами.

Как о мечте, чуде долгие годы грезили создатели Ереванского метрополитена - предложивший и "пробивавший" идею строительства метрополитена - мэр Еревана Г. Асратян; автор проекта - директор института "Армгипротранс" В. К. Дандуров и руководитель строительства метрополитена от первого вбитого колышка до пуска трассы - начальник УС Армтоннельстроя Л. А. Арутюнов.

"Пуск Ереванского метрополитена - это не только кардинальное решение транспортных проблем, но и крупный сдвиг в нашей жизни - свидетельство качественно новой ступени социального прогресса нашего народа... Мы взяли хороший старт, поэтому и уверены, что дальнейшие годы будут еще более плодотворными и эффективными- вспоминал К. С. Демирчян" (газета "Коммунист", N63 от 13 марта 1981г.).

На одной из станций метрополитена изображены сцены из народного эпоса. Его герой, возмутившись несправедливостью существующего мира, заточил себя в недрах армянской земли с решимостью выйти только тогда, когда человек станет человеку братом, когда воцарится социальное братство. Проложенные в недрах Еревана великолепные трассы как бы и впрямь разбудили младшего Мгера, нашедшего свое барельефное изображение на станции Сасунци Давид (гл. архитектор Б. А. Арзуманян). Однако сегодня я уверен: увидев, что вытворяют с перспективой развития метрополитена главные архитекторы города со своим планировочным управлением, Мгер, глубоко огорченный, вновь заточил бы себя глубоко в недра земли.
Метро - это сооружение на века, им будут гордиться многие поколения. Но для этого необходимо бережное к нему отношение - ведь это богатство, принадлежащее всему народу. Дальнейшее же развитие перспективы метрополитена - под большим сомнением. Строительство станции Арагац в районе Ачапняка приостановлено. Там были проведены все подготовительные работы по переносу коммуникаций, под землей пройдены все подходные штольни с подсобными сооружениями, начато строительство станции. Все это законсервировано.

Несколько лет назад на перекрестке проспекта Комитаса и улицы В. Вагаршяна, у шк. имени Ширванзаде, в продолжение торца здания школы было воздвигнуто "уникальное" 2-3-этажное черное сооружение, не завершенное и поныне. Оно и стало надгробным обелиском, закрывшим всякую возможность строительства в будущем запроектированного на этом месте вестибюля подземной станции метро Арабкир с наклонным эскалаторным тоннелем и коридором к подземному переходу под перекрестком.

Это - одна из станций перспективной линии метрополитена, пролегающей от Главного проспекта через Комитас, Зейтун в Норкские жилые массивы протяженностью в 8 км. В свое время линия была рассмотрена и утверждена экспертизой МПС, в декабре 1991г. даже было открыто финансирование из бюджета МПС в размере около 300 млн рублей, но известные события отложили прокладку линии на "неопределенное время".

С открытием движения по Давидашенскому мосту этот перекресток, как и предполагалось ранее, стал одним из значительных пассажирообразующих узлов. Закрыть его на период строительства теперь будет невозможно.

Когда закладывался новый корпус школы им. Ширванзаде, руководство Ергорсовета в лице Левона Бегларяна обратилось для согласования планировочных решений в проектный институт "Армгипротранс", и по предложению института длина торцовой части здания школы была сокращена. Удивительным является тот факт, что при закладке нового здания в зоне, зарезервированной для развития метрополитена, никаких согласований не было произведено, хотя карты и схемы этих зон имелись и у главного архитектора, и в ГАПУ, можно было бы обратиться и в институт "Армгипротранс" за консультацией. Они имелись у Э. Папяна, А. Аревшатяна, Дж. Торосяна и у всех других последующих главных архитекторов города, но частая их сменяемость, видимо, привела к потере бдительности и ответственности за будущее города.

Другой пример. Узловая станция Барекамутюн при любой планировке образует новое направление, следовательно, здесь во всех случаях нужна пересадочная станция. Она и была заложена в проекте с правой стороны пр. Баграмяна, по ходу к площади Киевян, в районе остановки транспорта, в глубине, где был оставлен возвышающийся пустырь. Именно на этом месте в этом году начато строительство многоэтажного каркасного здания: вырыт глубокий котлован и заложен фундамент. Здание своей фасадной стеной занимает часть сегодняшнего пешеходного тротуара и, видимо, выходит за красную линию улицы. Именно в этом месте необходимо было бы расширить пр. Баграмяна, даже создать дополнительную полосу движения. Сейчас эта возможность исключена.

Другого такого места, где можно было бы расположить подземный вестибюль с эскалаторным тоннелем с переходным коридором к центральной крытой площади для распределения потоков пассажиров к выходам на улицы, на площади Киевян нет. Нет другого места и для подземной станции: ведь она должна соединяться подземным переходом с примыкающими к ней перегонными тоннелями, густо, плотно пересекающимися на различных уровнях в различных направлениях. Это был единственный вариант, который "благодаря" нашим градостроителям отпал.

Следующий пример. Площадь перед префектурой общины Нор-Норк является наиболее пассажирообразующей зоной для Норкских жилых массивов. Место, где ныне построен автосервис "Мерседес", было зарезервировано для вестибюля метрополитена. Впоследствии от руководства города поступило предложение на этом углу площади совместить вестибюль метро с универмагом. Институт "Армгипротранс" согласовал это решение, заняв подземную часть предполагаемого универмага под вестибюль с сооружением наклонного эскалаторного тоннеля к станции, а также с сооружением на уровне вестибюля переходных коридоров к подземному переходу и к рынку на одном уровне - для удобства пассажиров и пешеходов.

Но градостроители решили иначе, поставив на место, предусмотренное для вестибюля метро, увязывающего под землей все пассажирообразующие потоки этой зоны, автосервис "Мерседес", ничем не связанный с жизнедеятельностью транспортного узла.

Возмутительно, как необоснованно принимаются решения в Градостроительном совете при Архитектурно-планировочном управлении мэрии! Ведь перспектива развития метрополитена не может и не должна нарушаться.

Сооружение подземных электрифицированных магистралей метро и транспортных тоннелей - дело сложное и дорогостоящее, для которого требуются мощная техника, специалисты высокой квалификации с обширными знаниями и богатым опытом. Всем этим располагало наше республиканское метростроение, коллективы которого сегодня разрозненно ведут жалкое, нищенское существование. А через год, когда завершится строительство Севанского и Спитакского тоннелей, они и вовсе распадутся. Надо собрать их в одну единую организацию, чтобы сохранить профессиональных проектировщиков и тоннеле строителей.

Л. ТИГРАНЯН,
главный инженер комплексного проекта линии метрополитена от Главного проспекта через Комитас и Зейтун в Норкские жилые массивы



Сообщение отредактировал Олег - 28.6.2010, 10:09
Просмотров: 586 | Добавил: whewhey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0


Сделать бесплатный сайт с uCoz
Copyright MyCorp © 2024